Лимитная прописка…

o Свобода передвижения (М.А. Исаев  «История российского государства и права»).
o Оргнабор. Постановление от 16 июля 1946 г. N 1596 [в качестве примера]
o Ленинград послевоенный (Ваксер А.З.).
o Общежития.
o Комитет Конституционного надзора СССР.  Заключение от 11 октября 1991 г. N 26 (2-1) О разрешительном порядке прописки граждан.
 

Лимит прописки

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Лими́т пропи́ски — форма привлечения неквалифицированной рабочей силы (в том числе оргнабор) на промышленные предприятия в крупных городах в СССР в 1950-80-х годах. «Лимита́» (или «лими́тчики») — общее название (зачастую пренебрежительное) людей, которые заключили контракт с предприятием по такому «лимиту прописки».

СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ (М.А. Исаев  «История российского государства и права»).

В России до крушения русской исторической власти существовала жесткая паспортная система, исключавшая возможность свободного передвижения массы населения вне контроля со стороны властей. Однако хаос, порожденный двумя революциями, сделал свое дело. Фактически до 1929 г. государство применяло разрешительный порядок проживания только в пределах сопредельной полосы у государственной границы. На всей территории СССР действовал регистрационный порядок проживания через внесение записи в домовую книгу или трудовые книжки, введенные для всех (включая буржуазные) слоев населения (СУ РСФСР. 1918. N 73. Ст. 792). Но с начала коллективизации, когда в города хлынула масса голодных крестьян, потребовалось применить меры, которые по сути стали не чем иным, как вторым изданием крепостного права в России.

В указанный год в стране вводятся паспортная система (внутренних паспортов!) и жесткий разрешительный порядок прописки. Все население СССР поголовно прикреплялось к определенному месту жительства, без ведома властей менять место жительства было запрещено. Внутренние паспорта подразделялись на бессрочные, пятилетние и временные (до трех месяцев). Паспортов не имели военнослужащие и колхозники! Бессрочные паспорта выдавались только инвалидам и пенсионерам с 55-летнего возраста! В качестве льготы бессрочный паспорт выдавался орденоносцам. Пятилетние паспорта выдавались остальным гражданам от 16 до 55 лет (Пол. о пасп., СП РСФСР. 1940. N 24. Ст. 591).

Положение о паспортной системе в СССР от 1974 г. ничего принципиально нового не внесло, разве что паспорта получили колхозники. Было сохранено срочное действие паспортов. Граждане получали паспорт в 16 лет и обязаны были вклеивать в него свою фотографию в 25-летнем и 45-летнем возрасте.

Режим разрешительной прописки был источником колоссальных жизненных и бытовых неурядиц советских граждан. В октябре 1990 г. Комитет конституционного надзора СССР вынес заключение: "Положения о прописке, обязывающие граждан получать разрешение органов внутренних дел или других государственных органов на проживание во всех населенных пунктах на территории СССР, ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства". Комитет полагал, что подобные ограничения "должны быть устранены из законодательства путем его поэтапного пересмотра с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным в процессе перехода к рыночным отношениям, создания рынка жилья и рабочей силы".

И последнее, что стоит заметить в этой связи, это так называемая бесписьменность, т.е. проживание граждан без прописки в СССР являлось административным нарушением, которое при своем рецидиве легко переквалифицировалось в уголовное преступление (УК 1926 г., ст. 198 УК 1960 г.).

***

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: ПАСПОРТ.

Впервые слово «паспорт»  было употреблено в России   в 1633 году. Оно итальянского происхождения и состоит из двух слов – «пасса» (проходить) и «порто» (гавань, порт). К нам слово «паспорт» проникло через Польшу и через Германию.  Отсюда и два варианта написания слова, равноправно существовавшие: «пашпорт» и «паспорт».

До начала XVIII века паспорта имели только иностранцы. Что до внутренних паспортов, то до XVIII века в них не было нужды: передвигаться по стране могло только дворянство. Купцы должны были просить «прохожую грамоту» каждый раз у воевод.

Чтобы как-то не запутаться и уменьшить дезертирство из армии, Петр Первый чередой указов фактически вводит паспортную систему. Так, указ 1719 г. «гулящими» объявлял всех, кто не имел письменных отпусков от помещика, ротного командира или городского магистрата. «Безпашпортные» приравнивались к «недобрым людям» и признавались даже за «прямых воров». Их немедленно заключали в тюрьму и отправляли на каторжные работы.

Это не касалось дворянства, которому вдобавок был дарован беспаспортный выезд за границу, - лишь бы человек там учился… С 1725 года «отъезжающих за море» отпускали туда «токмо с паспортом».

Потихоньку паспорт из документа, разрешающего проезд, превращается в документ, разрешающий отлучку с постоянного места жительства. Задержав лицо с просроченным паспортом, полиция высылала его к месту прописки. Если задержанный был бомжом, то с ним поступали как с бродягой: ссылали в Сибирь «на водворение». С 1 января 1895 года закон смягчился. Теперь поймав «лицо» не в том месте, где ему полагалось находиться, полиция выдавала свидетельство на полгода и советовала вернуться по месту «прописки»… Через полгода пойманное вновь «лицо» препровождалось на малую родину принудительно.

Никто не имел права потребовать паспорт у титулованной знати (князей, графов, баронов), у дворян, офицеров армии и флота, чиновников государственных учреждений, у духовенства, учителей гимназий, врачей, купцов 1-й и 2-й гильдии.

Все прочие – купцы 3-й гильдии, городские ремесленники, мещане, лавочники, посадский люд, - обязаны были иметь паспорта. А пролетариат и крестьяне обязаны были иметь паспорта, где точно обозначен срок действия и географические пределы, в которых данный паспорт считался действительным.

Интересно, что две категории иностранцев – врачи и ветеринары – имели в царской России вплоть до 1906 г. право на въезд без всяких виз и других формальностей. Им достаточно было на границе, и в таможне, и в глуши провинциальной России предъявить диплом об окончании медицинского или ветеринарного учебного заведения.

Полиция, начиная с 1860 г. и до конца века, ведала выдачей паспортов только для евреев, мелких ремесленников-кустарей, горожан мещанского сословия (независимо от занятий), а также рабочих.

Октябрьская  революция вместо «вида на жительство» ввела удостоверение личности. Тем самым подчеркивалось, что речь должна идти об идентификации личности, а не о праве отлучки его с места постоянного жительства.  Паспорта были сохранены лишь для поездки за границу.

Поэтому В.В. Маяковский в своем знаменитом стихотворении, написанном в 1929 г., имел в виду только советский загранпаспорт. Еще в 1930 году Малая Советская Энциклопедия утверждала: «Паспортная система была важнейшим орудием полицейского воздействия и податной политики в так называемом полицейском государстве… Советское право не знает паспортной системы».  Но уже в 1932 году возвращается и паспортный режим и уголовная ответственность за его нарушение. В 1937 году в паспорта начали вклеивать фотографии.

В 1993 году был отменен советский режим прописки.

ОТХОЖИЕ ПРОМЫСЛЫ.

Если рабочих рук в крестьянской семье было больше, чем нужно для хозяйства, то на отхожие  заработки уходили «лишние» мужчины надолго, иногда даже года на три. Но большинство отходников улетало до весны, пока нет полевых работ. Самый распространенный срок отходничества был от Филиппова заговенья (14/27 ноября) до Благовещенья (25 марта/7 апреля).  Отхожие промыслы были очень разными – и по видам занятий,  и по своей социальной сущности. Крестьянин - отходник мог быть сезонником на фабрике и батраком у кулака,  а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, торговцем. Особенно большого размаха отходничество достигло в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Костромской и Калужской губерниях. И главным местом притяжения отходников была, естественно, Москва.

***

ОРГНАБОР.

Начало оргнабора положило Постановление ЦИК и СНК СССР «Об отходничестве» от 30.06.1931 г., имевшее целью обеспечить промышленные и строительные предприятия рабочей силой из числа колхозников в период форсированной индустриализации. Оргнабор проводился путем заключения индивидуальных договоров о работе на данном предприятии в течение установленного срока. В Московской и Ленинградской областях оргнабор имел ограниченное значение: в 1932 из 60 тыс. человек, поступивших на работу в строительные организации Ленинградской области, по оргнабору набрано лишь 9 тыс. человек. Для повышения квалификации рабочих в 1940 создана система училищ и школ Государственных Трудовых резервов, учащиеся которых до 1955 года набирались на основе обязательных призывов. В 1945-1955 системой трудовых резервов в Ленинграде подготовлено 201 тыс. рабочих (большинство направлено на предприятия города). В 1950-1960 система оргнабора также не играла существенной роли в пополнении рабочей силы в Ленинграде, самым значительным фактом стало направление на работу в промышленность 18 тыс. уволенных в запас военнослужащих. (Санкт-Петербург. Энциклопедия/ С-Пб. - Москва, ООО «Бизнес-пресса» Российская политическая энциклопедия, 2006).

***

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 1946 г. N 1596 [в качестве примера]

О МЕРАХ ПОМОЩИ И СОЗДАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ

МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА ТОПЛИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

В целях оказания помощи и создания производственной базы Министерства строительства топливных предприятий Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Для обеспечения строительства топливных предприятий строительными материалами и деталями обязать Министерство строительства топливных предприятий (т. Задемидко):

а) построить и ввести в эксплоатацию в 1946 году 19 кирпичных заводов общей производственной мощностью 157 млн. штук кирпича в год, в том числе:

...

ж) приступить в 1946 году к строительству (в Донбассе и на Урале) двух заводов шлаковой ваты мощностью 4,0 тыс. тонн в год каждый и трех заводов минеральной ваты (в г. Ленинграде, Горьком и Саратове) мощностью 1,5 тыс. тонн в год каждый с вводом их в эксплоатацию в 1947 году;

2. Для обеспечения строительства топливных предприятий горнопроходческим и электромеханическим оборудованием, металлоконструкциями, санитарно-технической арматурой и приборами обязать Министерство строительства топливных предприятий (т. Задемидко):

г) приступить в 1946 году к строительству 3 заводов санитарно-технического оборудования, арматуры и приборов общей мощностью по выработке продукции на 21 млн. рублей в год с вводом их в эксплоатацию в 1947 году, в том числе:

 

Годовая мощность (в млн. руб.)

в Сталинской области

9

в Ленинградской области

5

в Тульской области

7

13. Разрешить Министерству строительства топливных предприятий провести в III квартале 1946 г. организованный набор 100 тысяч рабочих, в том числе 75 тыс. человек из числа сельского населения.

14. Разрешить Министерству трудовых резервов (т. Пронину), в виде исключения, выдавать Министерству строительства топливных предприятий в 1946 году наряды на организованный набор рабочих при наличии подготовленной на стройках и предприятиях жилой площади для приема новых рабочих в размере 2,8 - 3,0 кв. метра на одного человека.

15. Обязать Министерство путей сообщения (т. Ковалева):

а) закрепить до конца 1946 года выделенные стройорганизациям Главнефтестроя Министерства строительства топливных предприятий 9 вертушек по 30 вагонов и одному паровозу каждая с правом внутридорожного передвижения;

б) обеспечить движение по железной дороге им. Куйбышева вертушек собственного парка Куйбышевского особого строительного управления Министерства строительства топливных предприятий;

16. Разрешить Министерству строительства топливных предприятий (т. Задемидко):

а) продавать семейным рабочим по приезде семьи 50 кг картофеля и 30 кг овощей на каждого работника и по 30 кг картофеля и 20 кг овощей на каждого члена семьи;

б) предоставлять рабочим сроком не более чем на один месяц отпуска без сохранения заработной платы для поездки за семьей;

в) оплачивать рабочим стоимость проезда к месту жительства семьи и обратно, а также стоимость проезда и провоза багажа переезжающих к ним членов семьи за счет накладных расходов по вербовке рабочих;

48. Обязать председателей Мосгорисполкома и Ленгорисполкома ДАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ на прописку в 1946 году работников Министерства строительства топливных предприятий и членов их семей в городах: Москве - 8 тыс. человек и Ленинграде - 2 тыс. человек на площадь, предоставляемую Министерством строительства топливных предприятий.

Председатель

Совета Министров Союза ССР

И.СТАЛИН

Управляющий Делами

Совета Министров СССР

Я.ЧАДАЕВ

Документ предоставлен КонсультантПлюс  www.consultant.ru

***

ЛЕНИНГРАД ПОСЛЕВОЕННЫЙ (Ваксер А.З.).

Буквально душил город жилищный кризис. Это была пора [послевоенные годы] поистине великой тесноты. Высокие темпы восстановления экономики достигались за счет социальной сферы. Многие тысячи работников реэвакуированных предприятий, люди, направленные на невские берега по разного рода разнарядкам, жили в ужасающих условиях. Общежития Кировского завода, например, размещались в развалинах больницы Фореля, в мало приспособленных зданиях на проспекте Стачек, №№ 30 и 39, в подтрибунных помещениях заводского стадиона, на территории завода.

Семейные жили по ЧЕТЫРЕ – ДЕСЯТЬ - СЕМНАДЦАТЬ семей с малышами в комнатах, разделенных на ячейки обрывками обоев, бумагой, простынями; одинокие – по нескольку десятков в комнатах – казармах. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Обычно в комнате стояла параша и тут же длинный ряд керосинок. Недаром обитатели называли такие жилища «концентрационными лагерями», «вертепами» и прочими образными именами.

Многие предприятия и того не имели. На заводах им. Ворошилова (№ 800), им. ОГПУ (№ 349) и ряде других люди жили в цехах по несколько сотен человек, в бытовках, ленинских комнатах и т.п. На заводе «Прогресс», реэвакуированном из Омска, из 5257 человек жилплощадь имели лишь 745. Остальные  4512 жили в цехах, библиотеке, лабораториях.

Сплошное обследование всех общежитий Ленинского района, проведенное в конце 1945 – 1946 г., показало, что в цехах, приспособленных под общежития, зачастую не работало отопление, и их обогревали времянками, которые давали больше дыма и копоти, нежели тепла; белье не менялось, инвентарь отсутствовал, свирепствовал педикулез.

«Куда бы меня ни переводили, - записывала в своих заметках о прожитом и пережитом Е.И. Илюкович, блокадница, коммунистка, участница восстановления города, - я беспрекословно выполняла свой долг, понимала, что это нужно для дела, для государства, для партии. Работала, несмотря ни на холод и голод, получая как и все, 1/8 фунта хлеба». «Наш рабочий день не был нормированным, работали столько, сколько нужно», - вспоминал как об обычном деле рабочий Балтийского завода И.И. Бережков. «Изворачивались кто во что горазд,  - только бы вернуть заводу работоспособность. … Работали увлеченно, не считаясь со временем, забыв об отдыхе и об еде», - вторил ему рабочий-строитель А.С. Сахаров. Таких как Илюкович, Бережков, Сахаров было немало в те годы среди ленинградцев.

Жилищные условия улучшались очень медленно. Общежития «вертепы», казармы и через пять лет после окончания войны сохранялись. В 1945 г. на свободных  и восстановленных площадях можно было расселить около 300  тыс. человек вновь прибывшего населения. Прирост же составлял около 700 тыс. Таким образом, около 400 тыс. расселилось за счет уплотнения. Под жилье приходилось использовать подвалы, прочие нежилые помещения. Кризис становился перманентным. Во второй половине 1949 г. в Ленинграде насчитывалось 1654 общежития, в которых проживало около 200 тыс. человек.

***

ОБЩЕЖИТИЯ.

Административно-территориальное деление  Ленинграда с конца 1930-х гг. до 1961 г. оставалось неизменным. Оно включало 15 городских районов: Выборгский, Василеостровский, Володарский, Дзержинский, Приморский (с 1949 г. Ждановский), Красногвардейский, Куйбышевский, Кировский, Ленинский, Московский, Октябрьский, Петроградский, Свердловский, Смольнинский и Фрунзенский. С 1961 гг. по 1973 гг. число районов сократилось до 14. Был ликвидирован Свердловский район, территория которого вошла в Василеостровский. Володарский район преобразован в Невский.

Население Ленинграда. 1939 – 1980 гг.  (тыс. человек).

Годы

Население Ленинграда

Население Ленинграда, городов и поселков, подчиненных Ленгорсовету.

1939*

3013 (3015, 3019)

3191 (3119)

1950

2258

2713,7

1955

2797

3181

1959*

2900 (3003)

3321 (3340, 3367)

1961

2997

3445

1962

3036

3498

1970*

3550

4027 (3987)

1975

3856

4356

1981

4156

4676

*По данным переписей населения соответствующих лет.

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения Ленинграда 1950-1980 гг.

Годы

Число родившихся

Число умерших

Естественный прирост

На 1000 человек населения

тысяч

родившихся

умерших

ест. прирост

1950

43,7

20,0

23,7

15,5

7,1

8,4

1953

45,1

19,9

25,2

14,5

6,4

8,1

1955

48,3

21,4

26,9

14,8

6,6

8,2

1960

45,6

23,7

21,9

13,4

7,0

6,4

1965

41,8

29,2

12,6

11,2

7,8

3,4

1966

41,5

30,4

11,1

11,3

8,2

3,1

1970*

45,1

32,7

12,4

12,7

9,2

3,5

1975*

53,2

39,3

13,9

13,8

10,2

3,6

1980*

56,4

47,8

8,6

13,7

11,6

2,1

*Численность родившихся и умерших подсчитана приближенно.

Неуклонно снижавшаяся рождаемость и растущая смертность предопределила основную тенденцию естественного прироста населения. Последний с 8,4 на каждую тысячу жителей в 1950 г. снизился до 6,4 в 1960 г. и 2,1 в 1980 г., то есть сократился за три десятилетия вчетверо. Основным оставался механический прирост.

Миграционный прирост населения Ленинграда. 1950-1966 гг.

Годы

Прирост (тыс.)

Годы

Прирост (тыс.)

1950

+33,8

1959

+36,9

1951

+55,5

1960

+43,7

1952

+40,6

1961

+34,9

1953

+93,9

1962

+40,1

1954

+40,5

1963

+41,0

1955

+19,1

1964

+23,3

1956

-0,1

1965

+23,2

1957

-20,3

1966

+29,7

1958

+6,0

   

Сведений о миграционном приросте за вторую половину 1960-х и 1970-е гг. в официальных статистических публикациях нет. За семнадцать лет, представленных в таблице, можно выделить три этапа в миграционном приросте. Первый – начало 1950-х гг., который отличался умеренным приростом, сложившимся уже к концу 1940-х гг. Резкий скачок произошел в 1953 г. Он зафиксировал прибытие в город значительного числа офицеров, уволенных в запас после первого послевоенного массового сокращения Советской Армии. 1956 и 1957 г. приобрел отрицательные значения (-0,1 и -20,3). Этот спад был связан с попытками перемены в экономической политике. Перед ленинградцами была поставлена задача добиваться прироста промышленной продукции, прежде всего, за счет роста производительности путем внедрения новой техники, улучшения организации труда и т.п. Но это был кратковременный эпизод. Жизнь показала, что директивным путем перейти с экстенсивного пути развития на интенсивные рельсы невозможно. И уже с 1958 г.  начался сначала небольшой, а затем и резкий (до 36,9 тыс.).

В 1970-е гг. значение миграционного прироста возрастало. Так, во второй половине 1970-х гг. в город ежегодно прибывало, в среднем, 190 тыс. человек, а выбывало – 150 тыс. Сальдо миграции составляло, стало быть, 40 тыс. Почти 75% среднегодового прироста населения приходилось именно на этот источник.

Откуда прибывали люди? В годы массовых сокращений Советской армии (начало-середина 1950-х, начало 1960-х гг.) заметное место приобретал поток уволенных в запас военнослужащих. В обычнее же годы большую часть мигрантов составляли жители Северо-Западного экономического региона (в том числе и в первую очередь Ленинградской области). Значительной была доля приезжих – учащихся вузов и техникумов (примерно 30%), рабочих промышленных предприятий и особенно строек и городского хозяйства – почти 70%.

Ряд производств с вредными и тяжелыми условиями труда комплектовался на 70-90%  за счет иногородних рабочих. Примерно половина прибывших оставалась на постоянное жительство.

ОСТРОТА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ,

порожденных ими внутригородских, жизненных ситуаций, и в первую очередь низкая рождаемость, диспропорции между полами, быстрый рост жителей за счет миграции, опережающий все плановые прогнозы, и пр. – не могли не беспокоить партийное, советское руководство города, общественность. Систематически осуществлялись обследования с целью выявления причин низкой рождаемости. Считалось, что  истоки ее коренятся в многочисленных абортах.

В 1950 г. было зафиксировано 43,1 тыс. родов и 44,6 тыс. абортов; в 1954 г. соответственно 48,4 тыс. и 60,1 тыс. Массовое распространение внебольничных абортов расценивалось как главное зло. Попытки выявить действительные причины, побуждающие женщин делать аборт, ясной картины не давали. Предполагалось, что одна из главных причин низкой рождаемости и увеличения абортов состоит в напряженном  положении с устройством детей в детские учреждения. «Советская семья, - отмечалось в одном из подобных докладов (1955 г.), - при настоящем материальном уровне жизни имеет возможность иметь детей, но она также хочет участвовать в общественном производстве и воспитании детей, не отрываясь от работы. А эти условия еще не созданы».

Развитие города в 1950-1970-е гг. осуществлялось сначала на основе принятого ранее генерального плана, рассчитанного на 10-15 лет. К середине 1960-х этот срок истек, и встал вопрос о разработке нового генерального плана, который был утвержден Советом Министров СССР в июле 1966 г. План предусматривал более длительные сроки исполнения – 20-25 лет. По Генеральному плану предполагалось, что численность жителей достигнет 4-х миллионно предела к 1985 г. Фактически же на такой рубеж город вышел на пятнадцать лет раньше – к 1970 г.  Не удивительно, что при подобном положении в 1970 г. на каждую 1000 населения  строителями было сдано 13,2 квартиры, а в 1980 г. – только 6,4, т.е. вдвое меньше.

В 1971 г. на одного жителя Москвы приходилось 14,5 кв. м. жилой площади, в Киеве – 13, в Ленинграде – 12,3. По более поздним данным Ленинград находился далеко не впереди среди крупных городов РСФСР по обеспечению населения многими важнейшими социальными благами. По жилью, например, на 16 месте, по кинотеатрам  - на 73-м. В масштабах столетия это, разумеется, был все-таки большой сдвиг, ведь в 1913 г. в рабочих районах Санкт-Петербурга в среднем на человека приходилось около 2 кв. метров.

Ситуация с обеспеченностью жильем в отдельных районах и в городе к началу 1960-х гг.

Наименование районов

Жилищная обеспеченность (в кв.м. на 1 человека)

Василеостровский

6,6

Выборгский

5,6

Дзержинский

7,4

Ждановский

6,4

Калининский

5,8

Кировский

4,8

Куйбышевский

7,3

Ленинский

5,9

Московский

6,6

Невский

5,7

Октябрьский

6,8

Петроградский

6,9

Свердловский

6,4

Смольнинский

6,4

Фрунзенский

6,7

В среднем

6,4

Таким образом, в это время (начало 1960-х гг.) выделялось четыре группы районов, различавшихся по уровню жилобеспеченности: наиболее низкие показатели имели рабочие районы  - Кировский (4,8), Выборгский (5,6), Невский (5,7),  Калининский (5,8), Ленинский (5,9).

Наивысший показатель имели два  центральных района Дзержинский (7,4) и Куйбышевский (7,3), где традиционно удельный вес номенклатурных работников был несколько выше.

В 1957 году квартиры должны были получить, граждане, включенные в очередь в 1945 г. Но и через двадцать лет, в 1978 г., в Исполком Ленгорсовета поступило 16540 писем, связанных с жилищно-бытовыми условиями (59% общего числа писем). На следующий год – 20 940 (61,6%).  Даже по более поздним данным, относящимся к 1980-м гг., свыше 40% семей – примерно 1,8 млн. человек, все еще жили в много населенных коммунальных квартирах старых домов, составлявших четверть жилого фонда, имевшего износ 60%. В значительном большинстве это были коренные ленинградцы.

Масштабы фонда коммунальных   квартир оставались самыми большими в стране.

Посмотрим на жильцов одной из таких квартир по адресу наб. реки Фонтанки, д. 36. Квартира ранее принадлежала товарищу (заместителю) Министра путей сообщения Российской империи Уржумцеву, после революции эмигрировавшему из страны.

В первой комнате жила двоюродная сестра автора дневника… Она работала дамским парикмахером и жила с сыном–школьником. Муж погиб на фронте. Во второй комнате проживал военнослужащий сверхсрочной службы с женой и двумя детьми. В третьей комнате жила мать мемуариста (пенсионерка) с сестрой-машинисткой. Комнату №4 занимала учительница немецкого языка с мужем – лейтенантом милиции. В пятой комнате – пенсионерка с малолетним внуком и дамский сапожник с женой. В следующей комнате – учительница истории с матерью. Еще в одной комнате – железнодорожный машинист с женой.  И, наконец, в последней восьмой, - автор дневника с женой и двумя детьми. Проходную комнату занимала еще одна «жилица» - работница Дома научно- технической пропаганды. Все комнаты разделены капитальными стенами. «Прожил в квартире уже 28 лет, и жильцы живут дружно».

Один из переписчиков, участвовавший в проведении Всесоюзной переписи 1959 г., так вспоминал об увиденном  в некоторых коммунальных квартирах: «В моих домах (по переписи, не по владению)  они нередко занимали целый этаж. Один дом был в виде буквы П – и вот по всему этажу этой П тянулся длинный коридор, в конце которого находился туалет и огромная, как зал, коммунальная кухня с множеством отдельных (частных все же!) кухонных столов стандартного вида: деревянных, крашенных масляной краской, с выдвижным ящиком сверху и дверцами на завертке снизу и со стандартными же полками – досками на кронштейнах над головой. Ванны были не во всех квартирах; там, где они имелись, помыться или постирать белье можно было в порядке очереди; также в туалет, особенно по утрам, заскакивали торопливо, рассиживаться было некогда, иначе раздавался требовательный стук в дверь.  В некоторых квартирах очередность забора воды из кухонных раковин, стирки белья регламентирована специальными графиками… Обычно на кухне готовили еду одновременно несколько женщин, обменивавшихся новостями, сплетнями, колкостями, а то и просто «не видевших в упор» друг друга…

***

КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 11 октября 1991 г. N 26 (2-1)

О РАЗРЕШИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН.

В связи с принятием Съездом народных депутатов СССР Декларации прав и свобод человека Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе возобновил рассмотрение вопроса о законодательстве по вопросам прописки и установил следующее.

Заключением Комитета конституционного надзора СССР от 26 октября 1990 года N 11 (2-1) было признано, что положения о прописке ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства и должны быть устранены из законодательства путем его пересмотра с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным.

После принятия указанного Заключения не были, однако, приняты необходимые меры к отмене или изменению положений о разрешительном порядке прописки.

Положения о прописке, содержащиеся в действующих до настоящего времени Положении о паспортной системе в СССР (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677), Постановлении Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 678 "О некоторых правилах прописки граждан", Положении о прописке и выписке населения в городе Москве (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1964 г. N 585), Постановлениях Совета Министров СССР об ограничении прописки граждан в Ленинграде, Киеве и других местностях, а также изданных на основе решений Правительства СССР ведомственных актах и актах местных органов власти и управления, возлагают на каждого гражданина обязанность получать от административных органов разрешение на проживание или нахождение в избранном им месте, предусматривают тем самым всеобщий административный контроль за передвижением граждан внутри страны и устанавливают ответственность за неисполнение соответствующих положений. При этом возможность получения гражданином такого разрешения в виде прописки поставлена в зависимость от наличия различного рода условий и усмотрения административных органов, осуществляющих прописку.

С принятием и введением в действие Декларации прав и свобод человека отпали правовые основания для оставления в силе постановлений Совета Министров СССР и других подзаконных актов, предусматривающих разрешительную систему прописки на всей территории страны.

Статья 21 Декларации закрепляет право каждого человека на свободное передвижение внутри страны, выбор местожительства и местопребывания.

Декларация, равно как и международно - правовые акты (статья 13 Всеобщей декларации прав человека и статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах), не допускает ограничения данного права правительственными и ведомственными регламентами. Более того, отсутствуют правовые основания для установления подзаконными актами ограничений свободы передвижения для всех граждан и на всей территории страны. В соответствии с указанным Международным пактом и по смыслу Декларации о правах и свободах человека ограничения свободы передвижения могут быть предусмотрены только законом и только в случаях, когда это необходимо для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Разрешительная система прописки, необоснованно ограничивая свободу передвижения граждан, препятствует осуществлению гражданами также и других прав и свобод.

В зависимость от наличия прописки поставлено трудоустройство граждан. Установлена ответственность должностных лиц за прием на работу граждан, проживающих без прописки (пункт 36 Положения о паспортной системе в СССР). Пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 25 июня 1964 года N 585 установлен прямой запрет принимать на работу в г. Москве граждан, проживающих в других местностях. Эти и другие аналогичные правила противоречат статье 40 Конституции СССР, устанавливающей право граждан на выбор профессии, рода занятий и работы, статье 23 Декларации прав и свобод человека, провозглашающей право каждого человека на свободный выбор работы и отказ от работы, статье 5 Основ законодательства Союза ССР и республик о занятости населения и аналогичным положениям законов республик, закрепляющим свободу выбора рода занятий и работы.

Правила о прописке противоречат положениям статьи 11 Конституции СССР, статьи 24 Декларации прав и свобод человека, статьи 7 Закона СССР "О собственности в СССР" и аналогичных статей законов республик о собственности, закрепляющих право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в их собственности, по своему усмотрению. Продажа, дарение гражданином принадлежащих ему жилых домов и квартир, дач, гаражей, сдача их в аренду, совершение с ними других сделок для многих местностей обусловлены в настоящее время тем, имеет ли приобретатель или наниматель право на прописку в данном населенном пункте. Необоснованно препятствуя развитию рынка жилья, правила о прописке препятствуют также свободному предпринимательству, свободному движению денег, товаров, услуг.

Ставя административные препятствия для выбора местопребывания и местожительства, разрешительная система прописки непосредственно затрагивает право граждан на свободу объединения в общественные организации, на благоприятную окружающую среду, на образование, охрану здоровья и отдых.

Имея в виду, что регистрация и учет граждан по месту их жительства, равно как и установление условий и порядка удостоверения фактов их постоянного или временного жительства, не связанные с получением разрешения административных органов на нахождение, проживание, работу, учебу и отдых в данной местности, не являются сами по себе ограничением права на свободу передвижения, выбор местожительства и местопребывания;

учитывая, что разрешительная система въезда, пребывания и выезда может быть установлена в пограничных районах, местах нахождения оборонных объектов и в других случаях, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц;

принимая во внимание, что вопросы введения обоснованных ограничений свободы передвижения должны решаться только в законах, принятых высшими представительными органами государственной власти, для которых положения о разрешительной системе прописки, введенные подзаконными актами, не являются обязательными;

руководствуясь статьей 124 Конституции СССР и статьями 21 - 23 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР",

Комитет конституционного надзора СССР пришел к следующему заключению:

1. Положения о прописке (Постановление Совета Министров СССР от 25 июня 1964 г. N 585 "Об утверждении Положения о прописке и выписке населения в городе Москве"; Положение о прописке и выписке населения в городе Москве, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 25 июня 1964 г. N 585; пункты 6, 23, 26, 34 - 36 Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 677; Постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. N 678 "О некоторых правилах прописки граждан"; Постановление Совета Министров СССР от 10 апреля 1981 г. N 351 "Об ограничении прописки граждан в городах Кавказских Минеральных Вод и прилегающих к ним населенных пунктах"; Постановление Совета Министров СССР от 5 марта 1982 г. N 183 "Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо - Осетинской АССР"; Постановление Совета Министров СССР от 4 марта 1985 г. N 203 "Об ограничении прописки граждан в г. Сочи"; Постановление Совета Министров СССР от 6 августа 1985 г. N 737 "О некоторых ограничениях прописки граждан в г. Киеве"; Постановление Совета Министров СССР от 24 декабря 1987 г. N 1476 "Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края", а также другие постановления Правительства СССР по вопросам прописки) в части, обязывающей граждан получать разрешение административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилых домов, квартир, дач, гаражей, а также устанавливающей ответственность за нарушение этих обязанностей, не соответствуют Конституции СССР, Декларации прав и свобод человека и международным актам о правах человека.

2. Принятие настоящего Заключения не исключает применения правил о прописке в качестве правил регистрации и учета передвижения граждан, удостоверения факта их постоянного и временного местожительства, а также введения законом ограничений свободы передвижения граждан, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, прав и свобод граждан.

3. Положения о прописке, указанные в пункте 1 Заключения, утрачивают силу с 1 января 1992 года. Исходить из того, что до этого срока высшими представительными органами государственной власти будут приняты акты о порядке регистрации и учета граждан по месту их жительства, а также о сфере и условиях применения разрешительного порядка въезда, проживания и выезда в отдельных местностях.

Положения о прописке, которые ограничивают право собственников по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им жилыми домами, квартирами и другим имуществом, а также положения об ответственности граждан за нарушение разрешительного порядка прописки утрачивают силу с момента принятия настоящего Заключения.

4. Считать необходимым, чтобы органы прокурорского надзора принесли протесты на ведомственные акты, акты местных органов власти и управления, устанавливающие необоснованные ограничения права на свободу передвижения, выбора местожительства и местопребывания, а также на действия государственных органов по продаже права на прописку.

Председатель Комитета

конституционного надзора СССР

С.АЛЕКСЕЕВ

Документ предоставлен КонсультантПлюс  www.consultant.ru

Литература:

Санкт-Петербург. Энциклопедия/ С-Пб. - Москва, ООО «Бизнес-пресса» Российская политическая энциклопедия, 2006.

Ленинград послевоенный. 1945-1982 годы/ Ваксер А.З. – СПб.: «Издательство ОСТРОВ». 2005.

Столичный винтаж /Москва инородцев и лимитчиков.- М.: Анаграмма, 2009.

 КНИГА ОТЗЫВОВ