Куда смотрят профсоюзы?..

Вопрос: Куда смотрят профсоюзы, когда работяги годами сидят без зарплаты? («АиФ» № 29, 2017г.)


o В чьих карманах оседают наши зарплаты?» («АиФ» № 29, 2017г.)
o Почти 60% опрошенных готовы доносить на своего работодателя в трудовую или налоговую инспекцию (Job.ru от 25 мая 2015).  
o Идёт работа по расширению прав профсоюзов.  (Job.ru. от 27 июня 2014).
o Ленинградские профсоюзы (А.З.Ваксер, «Ленинград послевоенный»).
o Статьи из www.job.ru (2014-2016 гг.)
          § Топ-менеджеров госбанков обязали отчитываться о доходах. (13.05.14.)
          § Предельное соотношение зарплаты руководителей и рядовых сотрудников ФГУП – 8:1 (12.08.14.)
          § Повышение пенсионного возраста чиновников отложили на год (25.04.16.) - отсутствует
          § Требования к квалификации чиновников планируется усилить и детализировать (14.04.16.) - отсутствует
          § Отпуск всех чиновников России составит 30 календарных дней. (28.10.15.).
          § Среднемесячная зарплата чиновников составила 111,3 тысячи рублей (09.03.16.)


***

«В ЧЬИХ КАРМАНАХ ОСЕДАЮТ НАШИ ЗАРПЛАТЫ?»

(«Аргументы и факты» № 29, 19-25 июля, 2017).

 

Ниже: «Откуда такая борзота?» - удивился президент.

И велел разобраться с долгами по заработной плате.

 

Почему молчат профсоюзы? – подзаголовок в статье.

Вопрос: Куда смотрят профсоюзы, когда работяги годами сидят без зарплаты? Почему бездействуют?

- Официальная Федерация независимых профсоюзов (ФНПР) поднимает проблемные темы только в том случае, если есть команда сверху, - говорит генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России Сергей Храмов.

А вот свободные альтернативные профсоюзы действительно помогают людям, потому что не связаны с работодателями. Но таких профсоюзов мало.

Почему-то нашему современному работодателю кажется самым страшным, если перед своими собратьями-предпринимателями он окажется в положении человека, которого «нагнули» работяги.

И для того, чтобы его не «нагнули», он будет делать все возможное, чтобы не допустить создания свободного профсоюза. Вот сейчас у нас идет судебный процесс: рабочих, которые создали профсоюз, лишили премии, а она составляет 120% оклада. Суд на стороне работодателя, потому что тот вправе решить, кому дать премию, а у кого отнять. Идет серьезное давление на  профсоюзных лидеров. Их первых лишают премий, увольняют. Трое человек убиты, один недавно был ранен.

***

ПОЧТИ 60% ОПРОШЕННЫХ ГОТОВЫ ДОНОСИТЬ НА СВОЕГО

РАБОТОДАТЕЛЯ В ТРУДОВУЮ ИЛИ НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ

(Job.ru. от 25 мая 2015).

«Ваши трудовые права нарушены? Жалуйтесь в Трудовую инспекцию!», - советуют в министерстве Труда. Но признают — у работодателя есть масса рычагов воздействия на жалобщиков. JOB.RU выяснил, готовы ли посетители нашего сайта отстаивать справедливость и на каких условиях.

Давайте без имен

Как выяснилось, главное условие, на котором граждане готовы жаловаться на работодателя — это анонимность. Об этом заявила почти половина опрошенных (48,7%). Еще 25,9% отметили, что лучше бы обойтись без фамилий, но не обязательно. И лишь 25,4% наших респондентов совершенно все равно, будет фигурировать в документах их имя или нет.

25-1.jpg

При этом женщины оказались более осторожными, чем мужчины. Непременно сохранить свое инкогнито хотели бы 52,8% представительниц прекрасного пола. У джентльменов эта цифра куда скромнее — 44,4%. Правда, этот разрыв практически компенсируется за счет тех, для кого анонимность желательна, но необязательна. Среди мужчин таких почти на 5 п.п. больше.

25-2.jpg

Интересно, что с возрастом потребность в анонимности снижается. Если среди тех, кому от 18 до 34 лет процент желающих остаться неизвестными колеблется в районе цифры 58, то с 35 до 44 этот показатель снижается до 49,5, а с 45 лет едва превышает 39%. При этом с годами резко растет доля тех, кому все равно — говорить свою фамилию или нет. В возрастной группе от 18 до 24 таких едва набирается 10%,от 25 до 44 - уже больше 20%, а после 45 - почти 29%. Незначительное уменьшение отмечается лишь после 55-ти, но и то менее, чем на 3 п.п.

25-3.jpg

 

Не ради денег

Тонкий момент — материальная заинтересованность информатора. Одно дело, если вы отстаиваете свое право на оплачиваемый отпуск и совсем другое — если стараетесь не для себя, но за деньги. Иными словами — сообщаете о нарушениях в родной компании за вознаграждение. Таких людей обычно называют доносчиками. Вероятно поэтому большинство из тех, кто ответил положительно на наш вопрос, оговорились: они готовы стараться «не денег ради, а справедливости для». Таких набралось 41,2% от общего количества респондентов. Еще 30,7% заявили, что принципиально против доносов. И лишь 17,7% признались — они считают, что деньги лишними не бывают. Интересно, что из них 68% настаивают на анонимности и лишь 5% утверждают, что им все равно — называть себя или нет. Еще 10,3% просто не верят, что им выплатят хоть какое-то вознаграждение.

25-4.jpg

С возрастом растет число противников доносов. Причем до 54 лет их доля увеличивается плавно — с 24 до 30%, а после 55-ти происходит резкий скачок — до 55,4%. Здесь, по всей видимости, сыграла роль историческая память — эти люди не понаслышке знают, чем бывают чреваты доносы. А вот доля тех, кто готов информировать компетентные органы о нарушениях за вознаграждение, с годами уменьшается — с 23% в 18-24 года до 7,1% в группе 55+.

25-5.jpg

Екатерина Сухорученкова, JOB.RU

Подробнее в источнике на http://www.job.ru/seeker/career/article/47573-pochti-60-oproshennykh-gotovy-donosit-na-svoego-rabotodatelya-v-trudovuyu-ili-nalogovuyu-inspektsiyu.html

***

ИДЁТ РАБОТА ПО РАСШИРЕНИЮ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ.

(Job.ru. от 27 июня 2014).

Разработанный Минтрудом РФ проект федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Трудового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» обеспечит возможность профсоюзам по собственному усмотрению определять свою организационную структуру, в том числе посредством создания не упоминающихся в действующем законодательстве профсоюзных организаций и структурных подразделений.

На сегодняшний день положения статьи 3 Закона о профсоюзах в правоприменительной практике рассматриваются как устанавливающие закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений. Тем самым профсоюзы лишены практической возможности самостоятельно определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения, не упомянутые в Законе о профсоюзах. Законопроектом вносятся изменения в статью 3 Закона о профсоюзах, устраняющие это ограничение, в частности, вводятся понятие «цеховая профсоюзная организация», «профсоюзная группа», а также «иные профсоюзные организации» на всех уровнях.

Для обеспечения соответствия между нормами статьи 3 Закона о профсоюзах в предлагаемой законопроектом редакции и Трудовым кодексом предлагается расширить перечень установленных статьёй 29 Кодекса представителей работников: теперь их интересы смогут представлять любые структурные подразделения профсоюзов.

Законопроект принят в первом чтении 20 июня 2014 года и в данный момент находится в стадии доработки и обсуждения по существу.

Подробнее в источнике на http://www.job.ru/seeker/career/news/46254-idet-rabota-po-rasshireniyu-prav-profsoyuzov.html

***

ЛЕНИНГРАДСКИЕ ПРОФСОЮЗЫ (Ваксер А.З., «Ленинград послевоенный»).

 

Ленинградские профсоюзы (города и области) насчитывали в 1970-е гг. три-четыре миллиона членов, объединяемых в 16 тысячах организаций. Их членами практически состояло все работающее население. Организационно, как и в прошлом, профсоюзы строились по производственному принципу, а  - практически применительно к действующей структуре партийных, хозяйственных и советских органов. «Иначе бы, - откровенно признался один из руководителей, - они не могли бы выполнять свои функции». Эти слова, как нельзя более отчетливо определяют придаточную роль профсоюзов в тогдашней общественной иерархии.

Всякая крупная перестройка органов управления (а не производства) автоматически влекла и перетасовку в верхушечной надстройке профсоюзов. Так было в 1957 г. при организации совнархозов. Тоже произошло и в 1963 г., когда партийные и советские органы разделились на промышленные и сельскохозяйственные: автоматически тут же появились и два совета профсоюзов – промышленный и сельскохозяйственный. А когда на следующий год такое деление партийных и советских органов признали вредным, профсоюзы вновь объединились под крышей единого Облпрофсовета. Правда, эти верхушечные игры не касались профсоюзных организаций предприятий и организаций.

Их место и задачи по-прежнему определялись ленинской формулой: «школа управления, хозяйствования, школа коммунизма», и сталинским девизом – « приводной ремень от партии к массам». Вскоре после образования совнархозов в декабре 1957 г. состоялся пленум ЦК КПСС, который принял специальное решение «О работе профсоюзов СССР». «В социалистическом государстве, - отмечалось там, трудящиеся управляют предприятиями, составляющими всенародную собственность, прежде всего через Советы депутатов трудящихся. Наряду с этим огромная роль в деле привлечения рабочих к управлению производством играют профсоюзы, через которые рабочий класс осуществляет свой контроль  за деятельностью хозяйственных руководителей».

В этих условиях окончательно захиревшие в годы войны и после нее производственные совещания на предприятиях преобразовывались в постоянно действующие (ПДПС), их компетенция резко расширялась. Права фабрично-заводских и местных комитетов профсоюзов (ФЗМК) увеличивалась. Последние получали статус юридического лица и представляли свои коллективы по всем вопросам труда, быта, культуры. Они наделялись полномочиями заслушивания докладов руководителей по ключевым вопросам деятельности, обращения в вышестоящие органы, в том числе и по кадровым вопросам. Рабочие и служащие отныне не могли увольняться  администрацией без согласия профсоюзного комитета. ФЗМК осуществляли государственное социальное страхование.

Все вопросы тарификации, оплаты труда, нормирования, расстановки кадров и пр. могли выполняться хозяйственными руководителями только с согласия профсоюзов. В 1960 г. в их ведение передали обширную сеть санаториев, домов отдыха. Всемерно должно было поощряться развитие общественных начал в работе профсоюзов.

Государственные органы, парторганизации, казалось бы, старались подкрепить авторитет профсоюзов. Стоило, скажем, руководителю предприятия уволить работника без согласия  ФЗМК, как суды тот час же автоматически восстанавливали его с выплатой компенсации, какими бы причинами увольнение не вызывалось. За соблюдением прав профсоюзов тщательно следили.

«Как вы участвуете в управлении производством?»

Численность общественных объединений на предприятиях в начале 1960-х гг. множилась подобно грибам после дождя. Их перечень исчислялся десятками. Казалось бы инициатива била ключом… Но при ближайшем рассмотрении благостная картина меркла. Зачастую одни и те же активисты состояли  и членами ФЗМК и ПДПС, и участниками конструкторских и прочих бюро, советов новаторов, а иные просто числились для галочки. Круг энтузиастов реально оказывался ограниченным. Большинство этих людей искренне верило, что они хозяева производства, предприятий, болело за состояние дела, отдавало ему все силы, знания, опыт.  Коллективизм, идеи социализма воспринимались ими как средство, возможность самореализации.

«Мы любим фабрику, - говорила в 1963 г. не для печати, а в горячем споре А.Г.Федорова – ткачиха прядильно-ткацкой фабрики им. Лебедева, работавшая на ней с 1932 г., - и хотим, чтобы у нас все было хорошо». И такие, как она, не только «хотели», но и старались сделать, «чтобы у нас все было хорошо». На ряде предприятий рабочие и даже целые бригады добровольно пересматривали нормы, на те операции, где они оказывались явно завышенными, принимали участие в разработке технически обоснованных норм. Но – повторяем эта группа, реально поддерживавшая реформы и реформаторов, - далеко не составляла большинства.

Корреспондент из «Ленинградской правды» еще до появления на предприятиях социологов, провел своеобразный мини-опрос на ГОМЗе, славящемся высокой культурой производства. И кадровым, и молодым рабочим, общественно активным и пассивным он задавал один и тот же вопрос: - Как вы участвуете в управлении производством? Представитель дирекции заявил, что он голосует «за», ибо только общими усилиями коллектива можно вскрыть все резервы. Забота о производстве рождает инициативу, содействует наведению порядка и т.п. Подобные слова формально полностью укладывались  в официальные рамки и идеологию реформ.

Что же касается рабочих, то некоторые отвечали, что они участвуют в управлении через ПДПС, - вносят предложения по укреплению дисциплины, улучшению охраны труда и пр., хотя практически никаких особых сдвигов в цехе не отмечалось. Другие же – даже члены завкома -  ничего конкретного припомнить не могли. В итоге автор статьи задал профсоюзному организатору участка вопрос: «Сколько рабочих активно участвует в общественной жизни, в управлении производством?» - «Очень немногие» - последовал ответ.

Раздумывая над тем, что  он увидел и услышал, корреспондент заключал: «Для того, чтобы человек работал энергично, он должен быть уверен, что его работа нужна коллективу и порученное дело не для галочки. … Рабочие много раз говорят об одном и том же, а дело не делается».

«Кладбища партработников».

Так, по сути, смыкались позиции основных слоев, составляющих социальную базу антиреформистских сил:  производственников, живущих по заповедям наемного труда, чуждых всякой ответственности за состояние производства, и чиновников от экономики, нередко равнодушных и к делу, и к людям, и к реформам. Не случайно государственные, чиновничьи методы деятельности даже в профсоюзах не только не сокращались, но шаг за шагом наступали. Симптоматично, что на работу в профсоюзы напрвляли проштрафившихся или неудавшихся партаппаратчиков. Негласно за этой самой массовой организацией – «школой коммунизма» закрепилось наименование «кладбища партработников».

Передача в ведение профсоюзов государственного социального страхования, санаториев и пр.,  о котором упоминалось выше, только увеличивала армию профсоюзного чиновничества, государственных методов управления, бумажный вал. Вопреки надеждам и прогнозам идеологов подобная мера не привела к разгосударствлению страховой, курортной и пр. функций. Процесс огосударствления профсоюзов усилился. К тому же многие профсоюзные функционеры в конфликтных ситуациях опасались портить отношения с хозяйственными руководителями…

Трудовые коллективы.

С деятельностью профсоюзов напрямую было связано функционирование еще одного важного общественного института – трудовых коллективов. Многие годы они находились в подавленном состоянии. Единоначалие, административная система управления, окрепшие  в военные и послевоенные годы, лишенные всяких сдерживающих противовесов делали свое дело. Публичные заклинания о «трудящихся – хозяевах», общественной собственности не достигали цели.  Ленинградцы, как и многие советские люди, откровенно говорили, что им надоело слушать одно и тоже, что к их словам не прислушиваются, на «критику недостатков и упущений плюют». Подчеркнем, что последняя фраза принадлежит не нам, а составителям одной из многочисленных справок обкома КПСС о положении в коллективах Сталинского (Выборгского) района.

В 1960-е гг., как результат реформ, наблюдается известный рост авторитета трудовых коллективов. Реформы Косыгина, образование крупных объединений,  практика комплексного экономического и социального планирования, получившая широкое распространение в Ленинграде, увеличение фондов, которые передавались в распоряжение предприятий, несомненно, содействовали расширению их места в жизни каждого производства.

Хотя первую скрипку в трудовых коллективах играли партийные организации и целиком подконтрольные им профсоюзы, тем не менее, немалый вес имело и общественное мнение коллектива, с которым волей-неволей приходилось считаться.

К тому же низовые партийные и профсоюзные бюро, организации не были отгорожены от людей частоколом инструкций, секретности, законных и незаконных привилегий.

Именно  в коллективах функционировала основная масса разнообразных самодеятельных организаций, учебных, спортивных, художественных центров и пр. Это и советы новаторов, организации Всесоюзных и Всероссийских обществ рационализаторов и изобретателей, охраны памятников истории и культуры, содействия армии, авиации и флоту, книголюбов, охотников и рыболовов… Достаточно сказать, что отчисления в фонды социально-культурных мероприятий и жилищного строительства предприятий (объединений) с 1966 по 1980 гг. увеличились с 2,3 млн. руб. до 72, 6 млн. руб.

Трудовые коллективы  являлись базой формирующегося в советских условиях гражданского общества – противовеса всепроникающей государственности.  Одной и наиболее эффективных организаций, низовые звенья которой действовали в рамках и на базе коллективов, были группы и посты содействия сначала партийно-государственному (1962), а затем и народному контролю (1965). В 1970г. в их вполне реальной, а не бумажной работе участвовало 130 тыс. человек. Однако ответственности за состояние дел на своих заводах, в районах, в городе эти органы не несли.

 

***

СТАТЬИ ИЗ WWW.JOB.RU (2014-2016 гг.)

 

***

В РФ НАСЧИТЫВАЕТСЯ 38,7 ТЫС. ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЧИНОВНИКОВ.

04 марта 2014

Численность работников, замещавших должности гражданской службы в федеральных государственных органах, на конец декабря 2013 г. составила 38,7 тыс. человек. Штаты должностей гражданской службы были укомплектованы на 82,4% (в 2012 г. – на 82%).

По данным Росстата, из общего числа федеральных госслужащих 2,8 тыс. человек работают в органах законодательной власти, 30,4 тыс. – в органах исполнительной власти, 2,2 тыс. человек – в органах судебной власти и прокуратуры и 1,5 тыс. человек – в иных государственных органах.

Среднемесячная зарплата гражданских служащих в федеральных государственных органах составила 98,4 тыс. рублей, что на 36,5% больше, чем в 2012 г.

При этом самую большую зарплату в 2013 году получали сотрудники аппарата Правительства РФ (в среднем – 240 788 рублей), а самую маленькую – сотрудники Государственной фельдъегерской службы (в среднем – 45 360 рублей).

JOB.RU

Подробнее в источнике на http://www.job.ru/seeker/career/news/45767-v-rf-naschityvaetsya-387-tys-federalnykh-chinovnikov.html

***

ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ ГОСБАНКОВ ОБЯЗАЛИ ОТЧИТЫВАТЬСЯ О ДОХОДАХ.

13 мая 2014

Постановление о расширении перечня организаций, руководящие работники которых обязаны предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, подписал премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ.

В перечень указанных организаций, в частности, включаются ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Сбербанк России» и Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.

С момента вступления документа в силу руководители этих организаций, их заместители и главные бухгалтеры будут обязаны предоставлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах своих супругов и несовершеннолетних детей.

JOB.RU

Подробнее в источнике на http://www.job.ru/seeker/career/news/46060-topmenedzherov-gosbankov-obyazali-otchityvatsya-o-dokhodakh.html

 

 

***

ПРЕДЕЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И РЯДОВЫХ СОТРУДНИКОВ ФГУП – 8:1

12 августа 2014

Предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей Федеральных унитарных госпредприятий и средней зарплаты работников данных предприятий (без учёта заместителей руководителя, главного бухгалтера и работников, осуществляющих работу по договорам гражданско-правового характера) будет устанавливаться в кратности от 1 до 8.

При этом предусматривается, что размер оклада (должностного оклада) руководителя предприятия определяется федеральным органом исполнительной власти либо уполномоченным заключать трудовой договор с руководителем в зависимости от сложности труда, масштаба управления и особенностей деятельности и значимости предприятия.
Проект соответствующего правительственного постановления, разработанный Минтрудом РФ, опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения .

Также документ предусматривает, что размер окладов (должностных окладов) заместителей руководителей и главных бухгалтеров предприятий устанавливается трудовым договором на 10–30% ниже должностных окладов руководителей этих предприятий.

JOB.RU

Подробнее в источнике на http://www.job.ru/seeker/career/news/46435-predelnoe-sootnoshenie-zarplaty-rukovoditelej-i-ryadovykh-sotrudnikov-fgup-81.html

***

ОКЛАДЫ ЧИНОВНИКОВ И СУДЕЙ БУДУТ «ЗАМОРОЖЕНЫ».

27 октября 2015

Индексация окладов госслужащих, денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда судей будет приостановлена.

Законопроект, внесенный в Госдуму правительством РФ, предлагает продлить приостановление до 1 января 2017 года действия отдельных положений 24 федеральных законов, устанавливающих порядок индексации зарплат государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих, оплаты труда судей. Согласно документу, в 2016 году размеры таких выплат, пособий и компенсаций за счет средств федерального бюджета индексироваться не будут.

Вместе с тем, не предусматривается отказ от увеличения денежного довольствия, учитываемого при начислении пенсии. С 1 февраля ее размер составит 69,45% денежного довольствия.

Подробнее в источнике на http://www.job.ru/seeker/career/news/48197-oklady-chinovnikov-i-sudej-budut-zamorozheny.html

***

ОТПУСК ВСЕХ ЧИНОВНИКОВ РОССИИ СОСТАВИТ 30 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЕЙ.

28 октября 2015

Установить одинаковую продолжительность основного отпуска для всех гражданских служащих вне зависимости от группы замещаемых ими должностей предлагает законопроект, одобренный правительством РФ.

Если документ будет принят, все чиновники России будут ежегодно отдыхать 30 календарных дней.

При этом соотношение продолжительности стажа гражданской службы и отпуска за выслугу лет составит: при стаже гражданской службы более 1 года – 1 календарный день, более 5 лет – 5 дней, более 10 лет – 7 дней и более 15 лет – 10 дней.

Подробнее в источнике на http://www.job.ru/seeker/career/news/48202-otpusk-vsekh-chinovnikov-rossii-sostavit-30-kalendarnykh-dnej.html

***

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРПЛАТА ЧИНОВНИКОВ СОСТАВИЛА 111,3 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ.

09 марта 2016

Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих на конец декабря 2015 года составила 111,3 тысячи рублей, что на 2% больше, чем в 2014 году.

По данным Росстата, в органах законодательной власти среднемесячная зарплата составила 150 тысяч рублей (+35,5%), исполнительной власти - 100,2 тысячи рублей (-0,7%), судебной власти и прокуратуры - 107,1 тысячи рублей (+0,2%), в других государственных органах - 156,8 тысячи рублей (+14%).

При этом самая большая зарплата за отчетный период зафиксирована у служащих администрации президента РФ - 217 179 рублей (-6,5%). Далее следуют работники аппарата правительства РФ - 231 757 рублей (-7%), Счетной палаты - 187 601 рублей (+17,4%) и Совета Федерации - 173 933 рублей (+42,2%).

Меньше других чиновников получают работники Федерального агентства морского и речного транспорта - 54 873 рубля (- 10%), Федерального агентства по государственным резервам - 56 036 рублей (-12,6%) и Федерального дорожного агентства
56 917 рублей (-14,4%).

Подробнее в источнике на http://www.job.ru/seeker/career/news/48656-srednemesyachnaya-zarplata-chinovnikov-sostavila-1113-tysyachi-rublej.html

Литература:

Ленинград послевоенный. 1945-1982 годы/ Ваксер А.З. – СПб.: «Издательство ОСТРОВ». 2005.

 

 

 КНИГА ОТЗЫВОВ