«О, рабочий, кто б ты ни был…»

«…Бывают минуты, когда искусство почти достигает достоинства физического труда».

(О.Уайльд «Натурщик-миллионер»).

Что вы думаете о себе?

Или вы сами недооцениваете себя?

Или вы думаете, что президент более велик, чем вы?

Или богач лучше вас? Или образованный мудрее вас?

(Уолт Уитмен).

С презреньем цедите вы: «Плебс!»

Но этот плебс

Дает вам хлеб-с! (С.Маршак)

o Песня разных профессий (Уолт Уитмен, 1855, отрывки).
o Достоинство физического труда.
o О труде (и не только) с улыбкой…

trud1.jpg

Чехонин С.В. Труд, только труд. 1920.

 

***

РОССИЯ НАМЕРЕНА ПРОВЕСТИ ВСЕМИРНЫЙ ЧЕМПИОНАТ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ.

JOB.RU 15 ноября 2013

Россия подаст заявку на проведение Всемирного чемпионата рабочих профессий в 2019 году. Об этом сообщил Президент РФ Владимир Путин на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) .

По словам главы государства, благодаря усилиям АСИ по продвижению новых проектов, в России был запущен проект по проведению чемпионата рабочих профессий. Президент выразил уверенность, что это важная, интересная и востребованная идея, прежде всего с точки зрения повышения престижа рабочих профессий.

В свою очередь глава Татарстана Рустам Минниханов предложил провести этот чемпионат в Казани. По его словам, если президент поручит республике это дело, то «они готовы выигрывать право на проведение». Глава государства не высказал возражений против этого предложения.

Напомним, что Всемирный чемпионат рабочих профессий WorldSkills International, в ходе которого соревнуется в мастерстве рабочая молодёжь из разных стран, проводится с 1946 года. Россия впервые приняла в нём участие лишь в 2013 году и заняла последнее место.

Подробнее в источнике на http://www.job.ru/seeker/career/news/45284-rossiya-namerena-provesti-vsemirnyj-chempionat-rabochikh-professij.html

 

***

МИНТРУД РАЗРАБОТАЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК ПРОФЕССИЙ, ВОСТРЕБОВАННЫХ НА РЫНКЕ ТРУДА.

16 апреля 2015

К сентябрю 2015 года будет разработан Национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда. Об этом на круглом столе с участием депутатов Госдумы России, представителей органов исполнительной власти, объединений работодателей, образовательных организаций и экспертного сообщества заявила замглавы Минтруда Любовь Ельцова.

По ее словам, «создание такого справочника позволит усовершенствовать систему среднего профессионального образования и создать условия для подготовки специалистов востребованным и перспективным профессиям». По оценке экспертов, использование справочника позволит создать условия для подготовки кадров в соответствии с лучшими стандартами и передовыми технологиями, а значит, повысить их качество.

«Сам справочник должен быть готов осенью этого года, но уже 30 июля мы планируем представить его проект, с тем, чтобы обсудить на заседании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям», – добавила Ельцова.

Подробнее в источнике на http://www.job.ru/seeker/career/news/47426-mintrud-razrabotaet-natsionalnyj-spravochnik-professij-vostrebovannykh-na-rynke-truda.html

rabota8.jpg

Гудиашвили В.Д. Рабочий на стройке. 1931.

***

ПЕСНЯ РАЗНЫХ ПРОФЕССИЙ (Уолт Уитмен, 1855).

(отрывки).

1.

Это песня разных профессий!

В работе машин и ремесел, в полевых работах я вижу движенье вперед

И нахожу вечный смысл.

Рабочие и работницы!

Я равен вам, и вы равны мне.

Если вы за работой стоите в цехе, то и я стою рядом с вами;

Если вы даете подарки вашему брату иль лучшему другу, то и я принимаю их,

как ваш брат или лучший друг;

Если вы принимаете радушно того, кого любите, мужа, жену, то вы принимаете

и меня;

Если вы унижены, больны, стали преступником, то и я становлюсь таким же

ради вас;

Если вы вспоминаете о своих безумных противозаконных поступках, то разве и

я не вспоминаю о таких же моих поступках?

Если вы пьете за столом, то  и я пью напротив вас за столом;

Если вы, встретясь с незнакомцем на улице, полюбите его иль ее, то и я не раз

полюбил незнакомых встречных на улице.

Что вы думаете о себе?

Или вы сами недооцениваете себя?

Или вы думаете, что президент более велик, чем вы?

Или богач лучше вас? Или образованный мудрее вас?

2.

Человеческие души! Это не вас называю я невидимыми, неслышными,

неосязаемыми;

Это не о вас я спорю – живые вы или нет;

Я заявляю открыто – кто вы, если никто другой не заявляет.

Взрослый, подросток, ребенок в этой, как и во всякой другой стране, в доме, вне

дома, каждый равен другому,

А все остальное после них или через них.

Жена – и она нисколько не меньше мужа,

Дочь – и она так же хороша, как сын,

Мать – и она совершенно равна отцу.

Дети неграмотных бедняков, подмастерья – подростки,

Работники молодые и старые на фермах,

Моряки судов каботажных, торговых, иммигранты –

Я вижу их всех, вижу вблизи и вдали,

Ни один не скроется от меня, да никто и не хочет скрыться.

Я несу очень нужное вам, то, что у  вас есть,

Не деньги, любовные связи, одежду, еду, образование, но не менее нужное;

Я не шлю агента-посредника, не предлагаю образцов, а даю саму ценность.

Есть нечто проникающее ко всем сейчас и всегда,

Не то, что печатается, проповедуется, обсуждается, оно ускользает от

обсуждения и печати,

Оно не входит в книгу, нет его и в этой книге,

Оно для вас, кто б вы ни были, оно не дальше от вас, чем ваш слух и зрение,

Оно в самом близком, обычном, доступном и всегда ощутимо.

Вы можете читать на многих языках, но ничего не прочтете об этом.

Вы можете прочесть послание президента и ничего не прочтете об этом.

Ничего нет об этом в сообщениях министерств иностранных дел или финансов, в

газетах и журналах,

Ничего нет об этом в переписи, в отчетах о доходах, в курсах цен или акций.

3.

Солнце и звезды, что мчатся  в пространстве,

Круглая, как яблоко, Земля,  и мы на ней, - величественно их движенье!

Я не постигаю его, но знаю, что в нем величие, счастье,

Что наша конечная цель здесь не умозрение, не острословие, не попытка,

Не то, что случайно может нам удаться или может стать нашей ошибкой,

И не то, что может быть почему-либо утрачено.

Свет и тень, странное ощущение тела и личности, жадная любознательность ко

всему,

rabota5.jpg

Могилевский А.П. Монтаж первой турбины.

Днепрострой. 1930

rabota7.jpg

Шовкуненко А.А. Пароход проходит шлюз.

Днепрострой. 1933.

Гордое достоинство и достижения человека, невыразимые радости, страданья,

Чудо, которое каждый видит в каждом, и чудеса в каждой минуте вечного

времени,

Чему ты их отдаешь, товарищ?

Отдаешь ли ты их ремеслу или полевой работе? Или торговле в магазине?

Или для своего обеспечения? Иль развлеченью в часы досуга?

Или ты хочешь изобразить пейзаж красками на холсте?

Старые учреждения, искусства, библиотеки, музеи, легенды, достижения техники

расцениваются высоко?

Высоко расценивают свой доход и занятия? Я не возражаю.

Пусть расценивают их высоко, но ребенка, рожденного женщиной, человека я ставлю выше всего.

marusja.jpg

Пименов Ю.И. Маруся, пора обедать!

Из серии «В Подмосковье». 1955.

4.

Все известные почести  я отдаю вам, кто б вы ни были,

Президент в Белом доме должен быть для вас, а не вы для него,

Министры в своих кабинетах должны быть для вас, а не вы для них,

Конгресс должен созываться ежегодно  ради вас,

Законы, суды, все штаты, хартии городов, торговля, почта – все это должно

быть для вас.

Внимательно слушайте, мои дорогие ученики!

Все догмы, вся политика, вся цивилизация исходит от вас,

Все изваянья, памятники, все написанное на пьедесталах существует для вас.

Вся история, все цифры статистики, все мифы, сказанья живут сейчас в вас,

Если б вы не дышали, не двигались, то где были бы они?

Самые знаменитые поэмы обратились бы в прах, драмы и речи стали бы пустотой.

Вся архитектура возникает лишь тогда, когда вы на нее глядите.

(Разве она выражена только в белом или  сером камне? Или в линиях арок,

карнизов?)

Вся музыка оживает от вас, когда о ней напомнят вам инструменты;

Ведь музыка – это не скрипки, не корнеты, не гобои, не барабаны, не ноты для

сладкого пения баритона, не ноты мужского или женского хора,

Музыка и ближе и дальше.

5.

Когда же целое станет единым?

Может ли  каждый увидеть признаки лучшего, глядя в зеркало? Разве нет более

великого?

Разве все здесь с вами, с таинственной незримой душой?

Странную, как парадокс, суровую истину я утверждаю:

грубая вещность и невидимая душа едины.

Строительство домов, разметка, распилка бревен;

Кузнечное дело, выдувка стекла, покрытие крыш железом, гонтом;

rabota2.jpg

Кравченко А.И. Днепрострой. 1931.

Судостроение, сооружение доков, засолка рыбы, мощение улиц, тротуаров;

Откачка насосом, забивка свай, подъем лебедкой, топка углем,

обжиг кирпича;

Шахты и все, что в них под землей, лампочки в темноте, эхо, песни,

какие широкие, самобытные мысли видны на темных

от угольной пыли лицах;

Огни сталелитейных заводов в горах иль по речным побережьям, литейщики

лапчатым ломом пробуют плавку, глыбы руды и засыпка руды, каменного

угля, известняка;

Домны и пудлинговые печи, брызги, осколки от плавки, прокатный стан,

чугунные болванки, тавровые крепкие рельсы для железных дорог;

Lenin2.jpg

Советская гравюра.

Завет Ильича выполним.  1930.

Нефтяные промысла, шелкопрядильня, завод свинцовых белил, сахарный завод,

лесопилка, огромные фабрики, заводы;

Обработка камня, украшение фасадов, окон, входов, молоток, зубило, щиток для

защиты большого пальца;

Чеканка, наполненный варом котел и под ним костер;

Тюки хлопка, крюк грузчика, пила и козлы пильщика, изложница литейщика,

нож мясника, ледяной плуг и все ледовые работы;

Инструменты такелажника, парусного мастера, изготовщика гаков и блоков;

Изделия из гуттаперчи, папье-маше, краски, кисти, изготовление кистей,

инструменты стекольщика;

Обклейка фанерой и горшок с клеем, кондитерские украшения, графин и

стаканы, ножницы, утюг;

Шило и ремень, мера пинты и кварты, стойка и табуретка, перо гусиное или

стальное, изготовление всех острых инструментов;

Пивоварня, пивоварение, солод, чаны, работа пивоваров, виноделов, уксусников;

Выделка кож, изготовление экипажей, котлов, плетенье веревок, перегонка,

раскраска вывесок, гашение извести, уборка хлопка, гальванопластика,

электротипия, стереотипия;

Станок для клепки, строгальный станок, жнейки, плуги, молотилки, паровозы;

Повозка возчика, омнибус, ломовой фургон;

Пиротехника, разноцветный фейерверк ночью, причудливые фигуры и струи;

Мясо на прилавке, бойня, мясник в кровавой одежде;

Загон для свиней, молоток для убоя, крюк, лохань для ошпаривания,

потрошение, большой нож для разделки, молоток упаковщика, кропотливая

зимняя заготовка свинины;

Помол пшеницы, ржи, кукурузы, риса, мешки муки в баррел, в пол и четверть

баррела, груженые баржи, высокие груды на пристанях и набережных;

Люди и труд людской на паромах, железных дорогах, каналах, каботажных

судах, рыбачьих баркасах;

Ежечасный обычный порядок вашей или другой человеческой жизни, магазин,

склад, депо, фабрика;

Все это вблизи тебя днем и ночью, О РАБОЧИЙ, КТО Б ТЫ НИ БЫЛ, показывает твою

ежедневную жизнь;

 rabota.jpg

Дормидонтов Н.И. Днепрострой.

Работа в котловане среднего протока. 1931.

metro.jpg

Зенкевич Б.А. Станция «Охотный ряд». Из серии

«Строительство московского метро». 1934-1935.

В этом, в них тяжелейшая весомость гораздо больше, чем ты считаешь, и

гораздо меньше;

В них подлинная сущность, в них поэмы для тебя и для меня.

В них, не только в тебе – ты и твоя душа объемлет все вещи, независимо от оценки;

В них развитие к лучшему, в них все темы, намеки, возможности.

Я не утверждаю, что видимое вами вокруг – бесполезно, я не советую вам

остановиться,

Я не отрицаю значения того, что вы считаете значительным,

Но я говорю, что ничто не ведет к более великому так, как ведет все это.

6.

Вы ищете где-то вдали? Вы наверно назад вернетесь,

В самых знакомых вещах находя самое лучшее или только хорошее,

В людях, самых близких к вам, находя самое нежное, сильное, дорогое;

Счастье и  знанье не где-то в другом месте, а здесь, не в другое время, а сейчас;

Мужчина  - в том, кого вы видите и касаетесь, всегда в друге, брате, ближнем

соседе, женщина – в матери, в любимой, в жене;

Народные вкусы и труд первенствуют в поэмах и во всем.

Вы, рабочие и работницы наших Штатов, владеете чудесной и мощной жизнью,

И все остальное уступает место людям, таким, как вы.

Если б псалом пел вместо певца,

Если б проповедь проповедовала вместо проповедника,

Если б кафедра, поднимаясь, двигалась вместо резчика, украсившего ее резьбой,

Если б я касался  тела книг ночью или днем, и они прикасались к моему телу,

Если б университетский курс убеждал, как спящая женщина и ребенок,

Если б позолота свода улыбалась, как дочь ночного сторожа,

Если б акты ручательств отдыхали в креслах напротив, как мои

друзья,

То тогда б я протянул им руку и прославил их так же, как мужчин и женщин,

подобных вам.

***

ЧИКАГО. (Карл Сэндберг)

Свинобой и мясник всего мира,

Машиностроитель, хлебный ссыпщик,

Биржевой воротила, хозяин всех перевозок,

Буйный, хриплый, горластый,

Широкоплечий – город-гигант.

Мне говорят: ты развратен, -  я этому верю: под газовыми фонарями я видел твоих накрашенных женщин, зазывающих фермерских батраков.

Мне говорят: ты преступен, - я отвечу: да, это правда, я видел, как бандит убивает и спокойно уходит, чтоб вновь убивать.

Мне говорят, что ты скуп, и мой ответ: на лице твоих детей и женщин я видел печать бесстыдного голода.

И ответив, я обернусь еще раз к ним, высмеивающим мой город, и верну им насмешку, и скажу им:

Укажите мне город, который так звонко поет свои песни, гордясь жить, быть грубым, сильным, искусным.

С крепким словцом вгрызаясь в любую работу, громоздя урок на урок, - вот он – рослый, дерзкий ленивец, такой живучий среди изнеженных городков и предместий.

Рвущийся к делу, как пес, с разинутой пенистой пастью; хитрый, словно дикарь, закаленный борьбою  с пустыней,

Простоволосый,

Загребистый,

Грубый –

Планирует он пустыри,

Воздвигая, круша и вновь строя.

Весь в дыму, полон рот пыли, смеясь белозубой улыбкой, под тяжкой ношей судьбы, смеясь смехом мужчины, смеясь беспечным смехом борца, не знающего поражений, смеясь с похвальбой, что в жилах его бьется кровь, под ребром – бьется сердце народа.

Смеясь!

Смеясь буйным, хриплым, горластым смехом юнца; полуголый, весь пропотевший, гордый тем, что он свинобой, машиностроитель, хлебный ссыпщик, биржевой воротила и хозяин всех перевозок.

***

ДОСТОИНСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА.

***

КУЗНЕЦЫ

Мех гудит и дышит шумно,

Близ горна` кромешный ад,

В пляске бешено-безумной

Миллионы искр летят.

Скачут огненные стрелы,

Спеет вар, - и блеск и шум!

Плавны, быстры и умелы

Взмахи молота: дзинь! бум!

Вот кузнец. Он весь – забота,

Черен, страшен, будто гном;

Щеки мокрые от пота,

Красным светятся огнем.

Ломит спинушку больную,

Очи жжет, мутится ум;

Но кормилицу мирскую –

Соху он кует: дзинь! бум!

Крепче, ноженьки, держите,

Не катись, слеза, из глаз!

Духи мрака, кровь сосите,

Но блесни и светлый час.

Чу! как будто ада звуки…

Грохот, пламя, лязг и шум…

А натруженные руки

Ходят весело: дзинь! бум!

Так и вы, друзья народа,

Кузнецы земли родной,

Стойте бодро в дни невзгоды

У горна борьбы святой!

Пусть грохочет непогода –

Молот ваших мышц и дум

Счастье выкует народа,

Волю-долю… Дзинь-дзинь! бум!

(Петр Якубович, 1893).

***

«ЧТО ЯДРЕНЫЙ ОРЕХ, ВСЕ НА ОТБОР…»  («Мертвые души», Н.В. Гоголь).

krestjane3.gif - Да чего вы скупитесь? – сказал Собакевич. Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души, а у меня что ядреный орех, все на отбор:  не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! Ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!..

krestjane7.gif- А Пробка Степан, плотник? Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы Бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом!..

- Милушкин, кирпичник! Мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного…

 

- Но позвольте, - сказал наконец Чичиков, изумленный таким обильным наводнением речей.. зачем вы исчисляете все их качества… ведь это все народ мертвый…

- Да, конечно мертвые, - сказал Собакевич… Впрочем, и то сказать: что из этих людей, которые числятся теперь живущими? Что это за люди? Мухи, а не люди.

- Да все же они существуют, а это ведь мечта.

- Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет; нет, это не мечта! А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади; хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту!

РАБОЧИЕ (И.Д.Сытин «Страницы пережитого»).

Если бы иностранец спросил меня, что я думаю о русском рабочем и каково мое общее впечатление после 60-летнего знакомства с рабочей средой, я бы сказал:

- Это великолепный, может быть, лучший в Европе рабочий! Уровень талантливости, находчивости и догадки чрезвычайно высок. Но техническая подготовка за отсутствием школы недостаточна и слаба. Но и при этом я беру на себя смелость утверждать, что это замечательные умельцы.

У меня был опыт.  Из-за отсутствия в России практически школ все рабочие, занятые в деле, учились тут же на фабрике, возле машины. И тем не менее все технические должности на фабрике замещались своими же людьми, приобретавшие необходимые познания самоучкой. Во главе моей фабрики, которая как-никак была самой большой в России и насчитывала сотни машин, стоял сын дворника, человек без образования и без всякой технической подготовки, В.П.Фролов.

Как он вел дело? Выше всякой похвалы.

Это был тончайший знаток своего дела, первоклассный техник, неутомимый, настойчивый, замечательный работник. Под его техническим руководством работали две тысячи рабочих. Он умел находить в этой массе способных и талантливых людей, которые прямо «от сохи», через его выучку, занимали на фабрике самые ответственные должности, требующие от работника не только специальных знаний, но и высокого интеллектуального развития.

Всякий раз, когда я спрашивал Фролова, не нужно ли нам дипломированных техников, он возражал:

- А зачем? Свои ребята справятся…

Я отнюдь не придерживаюсь того мнения, что дипломированные техники не нужны на фабриках. Напротив, они нужны, как хлеб насущный, но я хочу только отметить необыкновенную талантливость русского рабочего и чрезвычайное обилие у нас самоучек. Ах, если бы этим рабочим дать настоящую школу! Сколько времени и сил тратят они на открытие уже открытого и на изобретение уже изобретенного! И как длинен, как мучителен путь всякого самоучки. Это я и по себе знаю, так как в типографском и издательском деле я ведь тоже самоучка, не знавший такой школы. Родители научили меня только читать и отдали на работу в 12 лет от роду.

При нашей главной типографии мы в виде опыта основали школу технического рисования и литографского дела, и опыт превзошел все самые смелые ожидания.

Организуя такое учреждение, мы хотели иметь постоянный приток грамотных в художественном отношении молодых тружеников на поприще литографского производства. В этом направлении велось и преподавание. Но когда в 1905 году наша фабрика была сожжена, то на школу было возложено специальное поручение – восстановить необходимые для самых ходких изданий (буквари, учебники, детские книги) старые рисунки, поправить фотографии сохранившихся отпечатков с погибших клише, а также приготовить новые оригиналы обложек, иллюстраций, заставок, алфавитов, заглавных букв и целые комплекты титульного шрифта. И  школа с честью исполнила эту огромную и трудную работу.

Среди школьников были настолько талантливые мальчики, что приходилось посылать их в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для получения высшего художественного образования.

В последнее время перед революцией школа обслуживала многие отделения фабрики, поставляя туда самостоятельных специалистов – мастеров с художественной подготовкой.

Так первый же опыт школы, и притом самый трудный, требующий творчества, вкуса, выдумки, дал прекрасные результаты и помог фабрике выйти из больших затруднений после пожара.

Как относились рабочие к своему делу и к обязанностям, которые на них возлагались? Честно относились. Старые россказни о том, что русские рабочие портят машины, являются на работу в нетрезвом виде и пропускают рабочие дни, надо отнести к области преданий.

Я и представить не могу, чтобы на фабрику рабочий пришел в пьяном виде. Это совершенно невозможный случай. Никогда не жаловались мы и на поломку машин и на небрежное отношение к машине.

***

Из предисловия  к книге  о И.Д.Сытине, 1962 г.

Этот замечательный книгоиздатель второй половины XIX  и начала XX века жил в то время, которое В.И.Ленин характеризовал так:

«…Земледельческий капитализм впервые подорвал вековой застой нашего сельского хозяйства, дал громадный толчок преобразованию его  техники, развитию производительных сил общественного труда.»

«Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка.»

«…все указанные изменения старого хозяйственного строя капитализмом неизбежно ведут также и к изменению духовного облика населения».

Хотя борьба Сытина с дворянско-чиновничьим самовластием за право деятельности происходила в рамках легальности, его неоднократно предавали суду. Всероссийский душитель мысли, мракобес К.П.Победоносцев считал его «подстрекателем», сеятелем еретических учений Толстого и в беседе о создании «Школы и знания» заявил, ЧТО ЦЕРКОВЬ И НАРОД НЕ НУЖДАЮТСЯ НИ В КАКОМ ПЕЧАТНОМ СЛОВЕ, пусть народ слушает только то, что в церкви читается на непонятном ему древнеславянском языке, больше он ничего не должен знать!!  Это было откровенным признанием: «…чтоб зло пресечь, собрать бы все книги да сжечь!»

И сатрапы строя поджигателей культуры в 1905 году по-звериному отомстили Сытину действительно сумасшедшим  и нелепым поджогом лучшей части книгоиздательского предприятия.

К 1915-1916 годам издательство Сытина достигло вершины своей деятельности.  По отчетам Русского отдела Всемирной лейпцигской выставки, «Товарищество И.Д.Сытина» уже в 1914 году давало стране свыше 25% всей книжной продукции России.

***

О ТРУДЕ  (и не только) С УЛЫБКОЙ…

 

Levsha.gif

Кузьмин Н.В.

Левша перед Николаем I. Иллюстрация к рассказу Н.С. Лескова «Левша». 1957 г.

***

КАКОГО ЦВЕТА РЕМЕСЛА?
(Джанни Родари, пер.С.Маршака)

Цвет особый

У каждого дела.

Вот перед вами

Булочник белый.

Белые волосы,

Брови, ресницы.

Утром встает он

Раньше, чем птицы.

Черный у топки

Стоит кочегар.

Всеми цветами

Сверкает маляр.

В синей спецовке,

Под цвет небосвода,

Ходит рабочий

Под сводом завода.

Руки рабочих

В масле и саже.

Руки богатых

Белее и глаже.

Нежные пальцы,

Светлые ногти.

Нет на них копоти,

Масла и дегтя.

Знаешь: пускай у них кожа бела,

Очень черны у богатых дела!

ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА?
(Джанни Родари, пер.С.Маршака)

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской –

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего –

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате –

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

ПЕСНЯ СИНЬОРА ПОМИДОРА.
(Джанни Родари, пер.С.Маршака)

Я – синьор

Помидор.

Красен я и пышен.

А служу я с давних пор

У помещиц  - Вишен.

Хоть и смотрят свысока

Две графини Вишни

На меня, на толстяка, -

Я у них не лишний!

Каждый год я от жильцов –

Свеклы и салата,

От бобов и огурцов –

Требую квартплаты.

Езжу к тыквам-беднякам

И к богатым дыням.

Первый грош беру я сам,

Два везу графиням.

А в имении у нас

Строгие порядки:

Тот, кто денег не припас,

Убирайся с грядки!

С каждым часом я расту,

Наливаюсь соком,

Потому что на посту

Нахожусь высоком!

Я не репа, не морковь –

Мелочь огородная.

У меня под кожей кровь

Очень благородная.

Я – холеный помидор

С кожею атласной,

И вступать со мною в спор

Овощам опасно!

***

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧИПОЛЛИНО (Джанни Родари).

(отрывок с сокращениями).

Джанни Родари, замечательный итальянский сказочник из маленького городка Оменья. Когда после войны Родари поселился в Милане и начал работать там в газете итальянской компартии «Унита», ему поручили вести рубрику «Для родителей». Но по давней привычке школьного учителя он обращался сразу и к родителям, и к детям. Он умер 14 апреля 1980 года, не дожив несколько месяцев до своего шестидесятилетия. Но остались его книги.

«Говорить о людях можно и рассказывая о котах, и говорить о важных, серьезных вещах, рассказывая веселые сказки» (Д.Родари).

***

Как Чиполлино заставил кавалера Помидора заплакать в первый раз.

И вот домик был совсем готов.

Кум Тыква попытался в него войти, но угодил коленом в потолок и чуть не обрушил все сооружение. «Стар я становлюсь и неуклюж. Надо быть осторожнее!»

Он встал на колени перед входом и, вздыхая, вполз внутрь на четвереньках.  Но тут обнаружились новые затруднения: нельзя встать без того, чтобы не пробить головой крышу; нельзя растянуться на полу, потому что пол слишком короток,  а повернуться на бок невозможно из-за тесноты. Но главное, как быть с ногами? Если ты залез в домик, то надо втянуть внутрь ноги, а то они, чего доброго, промокнут под дождем.

«Вижу, - подумал кум Тыква, - что мне остается только жить в этом доме сидя».

Так он и сделал.

pomidor3.jpgЧиполлино еще не успел расспросить, что такое здесь творится, как облако пыли с треском и грохотом прокатилось по деревне и остановилось у самого домика кума Тыквы.

Из кареты, пыхтя и отдуваясь, вылез толстяк, одетый во все зеленое. Его красные, пухлые, надутые щеки, казалось лопнут, как перезрелый помидор. Это и был кавалер Помидор, управитель и эконом богатых помещиц – графинь Вишен.

- Злодей! – кричал синьор Помидор. – Разбойник! Вор! Мятежник! Бунтовщик! Ты построил этот дворец не земле, которая принадлежит графиням Вишням… Вот я тебе покажу!

- Ваша милость, - взмолился кум Тыква, - уверяю вас, что у меня было разрешение на постройку домика! Мне его дал когда-то сам синьор граф Вишня!

- Граф Вишня умер тридцать лет тому назад – мир его праху. Поэтому убирайся отсюда вон без всяких разговоров!

-Мошенник! Плут! – снова послышался тот же голос.

- Кто это говорит? Кто? Наверно, этот старый мятежник, мастер Виноградинка! – решил кавалер Помидор. Он подошел к мастерской сапожника и, ударив дубинкой в дверь, прорычал: - Я прекрасно знаю, мастер Виноградинка, что в вашей мастерской зачастую произносятся дерзкие, мятежные речи против меня и благородных графинь Вишен! Но погодите: придет и ваш черед. Посмотрим, кто будет смеяться последним!

- А еще раньше придет твой черед, синьор Помидор! Ох, лопнешь ты скоро, непременно лопнешь!

chipollino.jpgСлова эти произнес не кто иной, как Чиполлино. Засунув руки в карманы, он так спокойно и уверенно подошел к грозному кавалеру Помидору, что тому и в голову не пришло, что правду в глаза осмелился ему высказать этот жалкий мальчуган, этот маленький бродяга.

- А ты откуда взялся? Почему не на работе?

-  Я еще не работаю, - ответил Чиполлино. – Я пока только учусь.

- А что ты изучаешь? Где твои книги?

- Я изучаю мошенников, ваша милость. Вот как раз передо мной стоит один из них, и я ни за что не упущу случая изучить его как следует.

- Ах, ты изучаешь мошенников? Это любопытно. Впрочем, в этой деревне все мошенники. Если ты нашел нового, покажи-ка мне его.

- С удовольствием, ваша милость, - Ответил Чиполлино, лукаво подмигнув. Тут он поглубже засунул руку в левый карман и вытащил оттуда маленькое зеркальце, которым он обычно пускал солнечных зайчиков. Подойдя совсем близко к синьору Помидору, Чиполлино повертел зеркальцем перед самым его носом:

- Вот он, мошенник, ваша милость. Если вам угодно, посмотрите-ка на него хорошенько. Узнаете?

Кавалер Помидор не удержался от искушения и одним глазом посмотрел в зеркальце. Неизвестно, что он надеялся там увидеть, но, конечно, увидел только свою собственную красную, как огонь, физиономию со злыми маленькими глазками и широким ртом, похожим на прорезь копилки. Тут-то синьор Помидор  наконец понял, что Чиполлино попросту издевается  над ним. Ну и взбесился же он! Весь побагровев, он вцепился обеими руками Чиполлино в волосы.

- Ой-ой-ой! – закричал Чиполлино, не теряя присущей ему веселости. – Ах, как силен этот мошенник, которого вы увидели в моем зеркальце! Уверяю вас, он один стоит целой шайки разбойников!

- Я покажу тебе, плут!.. – заорал кавалер Помидор и так сильно дернул Чиполлино за волосы, что одна прядь осталась у него в руках.

slezy.jpg

Но тут случилось то, что и должно было случиться.

Вырвав у Чиполлино прядь луковых волос, грозный кавалер Помидор вдруг почувствовал едкую горечь в глазах и в носу.  Он чихнул разок-другой, а потом слезы брызнули у него из глаз, как фонтан. Даже как два фонтана. Струйки, ручьи, реки слез текли по обеим  его щекам так обильно, что залили всю улицу, словно по ней прошелся дворник со шлангом.

«Этого еще со мной никогда не бывало!» - думал перепуганный синьор Помидор.И в самом деле, он был такой бессердечный и жестокий человек (если только можно назвать помидор человеком), что никогда не плакал, а так как он был к тому же богат, ему ни разу в жизни не приходилось самому чистить лук. То, что с ним произошло, так напугало его, что он вскочил в карету, хлестнул лошадей и умчался прочь.  Однако, удирая, обернулся и прокричал:

- Эй, Тыква, смотри же, я тебя предупредил!.. А ты, подлый мальчишка, оборванец, дорого заплатишь мне за эти слезы!

Чиполлино покатывался со смеху.

 

Литература:

Чиполлино и другие / Джанни Родари. Издательство «Детская литература», 1984.

Жизнь для книги / Москва, 1962

 КНИГА ОТЗЫВОВ